Моторвагонный поезд ЭР1 производства Рижского вагоностроительного завода (РВЗ) и Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ) совместно с заводом Динамо им. С. М. Кирова предназначен для пригородного и местного сообщения на электрифицированных участках постоянного тока.

Рис. 2. Тяговые характеристики Двигателей ДК-10СБ (поезд ЭР1) и ДК-103Г (секция СР3) при пуске с нормальным ускорением и движении на 4-м положении контроллера машиниста

Рис. 2. Тяговые характеристики Двигателей ДК-10СБ (поезд ЭР1) и ДК-103Г (секция СР3) при пуске с нормальным ускорением и движении на 4-м положении контроллера машиниста (UКс— 3 000 в): 1 – ДК-106Б, IПУСК=200 A, α =50%; 2 – ДК-103Г, IПУСК= 190÷200 А. α =57%

Основные данные электропоезда ЭР1 по сравнению с показателями поезда, состоящего из трех секций СР3, приведены в табл. 1. Новый электропоезд состоит из 10 вагонов – двух головных, пяти моторных и трех промежуточных. Поезд может быть составлен также из четырех, шести и восьми вагонов, причем в каждом случае половина общего числа вагонов — моторные. Кабины управления имеются только в головных вагонах. Общий вид поезда и планировка вагонов показаны на рис. 1.

Повышенная мощность тягового двигателя, увеличенное число моторных вагонов и сниженный вес вагонов позволили обеспечить пусковое ускорение до 0,65 м/сек2, причем эта величина ускорения сохраняется до скорости 60 км/ч. Характеристики двигателя ДК-106Б таковы, что при высоких скоростях движения тяговое усилие уменьшается медленнее, чем у двигателя ДК-103Г (рис. 2). Например, при скорости 80 км/ч тяговое усилие двигателя ДК-106Б равно 735 кг против 350 кг для двигателя ДК-103Г (при фактическом ослаблении поля 57%). Благодаря этому характеристики разгона поезда ЭР1 лежат значительно выше характеристик разгона секции СР3 (рис. 3), а установившаяся скорость нового поезда на площадке превышает 130 км/ч. При движении по перегону длиной 2,5 км новый поезд может развить максимальную скорость 95 км/ч, а на перегоне 5 км— 110 км/ч.

Сравнительные данные электропоезда ЭР1 н поезда, состоящего из трех моторвагонных секций

Показатель ЭР1 СР3
Общие показатели поезда
Род тока Постоянный
Поминальное напряжение сети в в 3 000 3 000
Общее число вагонов 10 9
Число моторных вагонов 5 3
Конструкционная скорость в км/ч 130 85
Длина поезда в м 200,5 178,5
Габарит вагонов 2-В 2-В
Вес тары поезда в т 450 417
Число мест для сидения 1056 963
Общее число мест при нормальном заполнении 1790 1 425
Расчетный вес поезда в т 575 517
Вес тары на одно место для сидения в кг 425 435
Вес тары на одного пассажира при нормальном заполнении в кг 250 293
Общая номинальная мощность двигателей в квт 4 000 2 160
Удельная мощность двигателей в квт/т, отнесенная: а) к весу тары 8,9 5,2
б) к расчетному весу поезда 7,0 4,2
Расчетное пусковое ускорение в м/сек2 0,65 0,45
Расчетное тормозное замедление в м/сек2 0,90 0,60
Размеры вагонов в мм
Длина вагона между лобовыми стенками 19 600 19316
Внутренняя длина пассажирского помещения 15 878* 14 722
Наружная ширина кузова 3 480 3 480
Внутренняя ширина кузова 3 316 3316
Наружная высота от головки рельса 4 253 4 110
Внутренняя высота пассажирского помещения 2 739 2616
Высота пола от головки рельса 1 394 1 385
База вагона (между шкворнями) 13 300 14 000
Показатели моторного вагона
Вес порожнего вагона в т 52,5 62,0
Вес кузова с оборудованием в т 24,5 34,0
Вес тележек в т 2х14 2х14
База тележки в мм 2 600 2 600
Диаметр новых колес по кругу катания в мм 1 050 1 050
Число мест для сидения 110 105
Число мест при нормальном заполнении 185 155
Тип тягового двигателя ДК-106Б ДК-103Г
Число тяговых двигателей 4 4
Подвеска тягового двигателя, общая мощность на валах двигателей в квт: Опорно-рамная Опорно-осевая
при часовом режиме 800 720
при длительном режиме 640 576
Общая мощность на ободе колес в квт:
при пусковом режиме 1 040 1 000
часовом режиме, ослабленном поле 780 695
при длительном режиме, ослабленном поле 620 555
Ток в А, при пусковом режиме 400 400
часовом режиме/длите льном режиме 292/230 264/210
Скорость в км/ч выхода на автоматическую характеристику полного/ослабленного поля 46/61 41/52
при часовом режиме, полном/ослабленном поле 52,0/71,5 48,5/61,0
при длительном режиме, ослабленном поле 82,5 68,0
Сила тяги на ободе колес в кг при пусковом режиме, полном поле 8 300 9 000
Сила тяги на ободе колес в кг при часовом режиме, полном/ослабленном поле 5450/4010 5150/4210
Сила тяги на ободе колес в кг при длительном режиме, ослабленном поле 2750 3 000
Степень ослабления поля в номинальном режиме 50 53
Передаточное отношение редуктора 73:23=3,17 70:19=3,69
Модуль зацепления 10 10
Вес электрооборудования в кг. В том числе: 11 540 15 550
тяговых двигателей 8 800 10 200
вспомогательных машин и батареи 40** 1 650
аппаратов с кожухами и камерами 2 700 3 700
Показатели прицепного вагона ЭР1 СР3
Вес кузова с оборудованием в т *** 24,5/22,9 24,5
Вес тележек в т 2X7 2X7
Вес порожнего вагона в т 38,5/36,9 38,5
База тележки в мм 2 420 2 420
Диаметр новых колес по кругу катания в мм 1 050 1050
Число мест для сидения 88/110 108
Число мест при нормальном заполнении 155/185 160
Вес электрооборудования в кг 2270/2170 350
В том числе:вспомогательных машин и батареи 1 820
аппаратов с кожухами и камерами (без веса аппаратуры локомотивной сигнализации, электропневматического тормоза и радио) …….. 450/350 350

* У головного вагона ЭР1 эта длина равна 12 864 мм.

** Основные вспомогательные машины размещены на прицепном вагоне.

*** В числителе —для головного вагона ЭР1, в знаменателе — для промежуточного прицепного вагона ЭР1.

Рис. 3. Характеристики разгона порожнего электропоезда ЭР1 (сплошные линии) и моторвагонной секции СР3

Рис. 3. Характеристики разгона порожнего электропоезда ЭР1 (сплошные линии) и моторвагонной секции СР3 (пунктирная линия): М, 1, 2, 3, 4 – положения контроллера машиниста

Рис. 3. Характеристики разгона порожнего электропоезда ЭР1 (сплошные линии) и моторвагонной секции СР3 (пунктирная линия): М, 1, 2, 3, 4 – положения контроллера машиниста

Рис. 4 Кривые движения электропоезда ЭР1 и моторвагонной секции СР3

Рис. 4 Кривые движения электропоезда ЭР1 и моторвагонной секции СР3 на прямом горизонтальном пути при 4-м положении контроллера машиниста

Рис. 5. Зависимость удельного расхода энергии от средней скорости сообщения на перегонах без уклонов длиной 2,5 и 5 км

Рис. 5. Зависимость удельного расхода энергии от средней скорости сообщения на перегонах без уклонов длиной 2,5 и 5 км (4-е положение контроллера) при различных выбегах: 1 — поезд ЭР1; 2 — секция СР3

Благодаря применению электропневматического тормоза с инерционными регуляторами (один из поездов установочной партии оборудован центробежными регуляторами) и высоким коэффициентом нажатия тормозных колодок, равным 170% от веса вагонов, новый поезд имеет высокое тормозное замедление -0,9 м/сек2, т. е. в 1,5 раза выше, чем секция СР3.

На рис. 4 показаны кривые движения поезда ЭР1 и секции СР3 на указанных перегонах, а в табл. 2 приведены наибольшие средние скорости движения при длительности стоянок 30 сек.

Вследствие высоких значений пускового ускорения и тормозного замедления новый поезд при равной средней скорости имеет несколько меньший расход энергии, чем секции С§ (рис. 5), причем в расчете на 1 пассажиро-км уменьшение расхода энергии (за счет значительного снижения веса вагонов) еще больше, чем в расчете на 1 ткм.

Таблица 2. Скоростные показатели электропоезда ЭР1

Вид сообщения Длина перегона в км Скорость движения в км/ч Расход электроэнергии в вт•ч/ткм
максимальная средняя техническая средняя сообщения
Пригородное 2,5 95 66 54 55
Местное 5,0 110 82 71 35

Контроллер машиниста поезда ЭР1 имеет 5 рабочих положений: одно маневровое и четыре ходовых — на одно положение больше, чем у секции СР3. Установившиеся скорости поезда на всех положениях контроллера при движении по прямому горизонтальному участку пути приведены в табл. 3.

Таблица 3. Скорость груженого электропоезда ЭР1 в км/ч

Положение контроллера машиниста Скорость, достигаемая через 2 мин с момента трогания Установившаяся скорость на площадке
Маневровое 40—45 50
1-е 50-55 60
2-е 60—65 75
3-е 90—95 105
4-е 105—110 Более 130

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

© 2006-2024 Главным редактором молодёжного образовательного сетевого издания "Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)" (зарегистрировано в Роскомнадзоре 19.03.2024 года: ЭЛ №ФС77-86984) является Веселов Михаил Петрович.

Техническую и правовую поддержку осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367, ОГРН: 1247700443363). Почтовый адрес: 109028, Москва, Хохловский пер., д. 15. Контактные телефоны: +7 (495) 266-60-56

Услуги дополнительное образования предоставляются ОАНО ДПО «Академия дополнительного образования» (ИНН: 9701053092, ОГРН: 1167700069602), адрес: 105005, г. Москва, ул. Малая Почтовая, д. 2/2, стр. 8