1. Моторный вагон
Расположение оборудования под кузовом моторного вагона показано на рис. 35. С левой стороны переднего конца вагона 1 помещены быстродействующий выключатель и ящик с электропневматическими контакторами с противоположной стороны находятся камера с высоковольтными аппаратами, пусковые сопротивления, сопротивление ослабления поля, общее демпферное сопротивление, защищенное заземленным ограждением, и два индуктивных шунта. Камера с аппаратами и ящик с контакторами заземлены все остальные аппараты подвешены на изоляторах.
![Рис. 35. Расположение оборудования под кузовом моторного вагона](/wp-content/uploads/sites/6/2023/07/er1-005-devs-1.jpg)
Рис. 35. Расположение оборудования под кузовом моторного вагона: 1, 2, 3, 4 – тяговые двигатели; 5 — быстродействующий выключатель; 6 — ящик с электропневматическими контакторами; 7 — камера с аппаратами; 8 — пусковые сопротивления; 9—общее демпферное сопротивление; 10—сопротивление ослабления поля; 11 — индуктивные шунты; 12 — резервуар управления; 13—дифференциальное пневматическое реле; 14—запасные тормозные резервуары; 15—тормозные цилиндры; 16—инерционный регуляторе буферным резервуаром; 17 — электровоздухораспределитель со скородействующим клапаном; 18 —резервуар пантографа
Передним считается тот конец вагона, на котором в тамбурах имеются шкафы с аппаратами, а на крыше — пантограф.
![Рис. 36. Камера с аппаратами моторного вагона](/wp-content/uploads/sites/6/2023/07/er1-005-devs-2-1024x597.jpg)
Рис. 36. Камера с аппаратами моторного вагона: 1 – камера; 2 – электромагнитные контакторы; 3 — панель защитная; 4 — блок сопротивлений; 5 – добавочное сопротивление вольтметра; 6 – реверсивный переключатель; 7 — силовой контроллер; 8 — высооквольтный предохранитель вспомогательных цепей; 9 — главный разъединитель; 10 — планка контактных зажимов; 11 — высоковольтный зажим; 12—лампы; 13 – розетка для переносной лампы; 14—выключатели
Камера с аппаратами (рис. 36) представляет собой металлический кожух с шестью съемными крышками, по три с каждой стороны камеры. Размещение аппаратов в камере видно из рис. 36. Для освещения камеры предусмотрены две лампы 12. Снаружи, на торцовой стороне камеры, помещены выключатели 14 освещения камеры, подвагонного освещения и проверки схемы.
На крыше моторного вагона установлены пантограф, индуктивный фильтр, конденсаторный фильтр и вилитовый разрядник. Кроме того, на обоих концах крыши установлены опорные изоляторы. На этих изоляторах укреплены силовые зажимы, соединенные с пантографом проводом сечением 70 мм2, который проложен в стальной трубе диаметром 33/28 мм. При особых условиях эксплуатации зажимы соседних вагонов могут быть соединены гибкими проводами для обеспечения параллельной работы пантографов поезда.
На переднем торце, снаружи моторного вагона, смонтированы две розетки высоковольтных вспомогательных цепей и две розетки цепей управления, а на заднем торце — две розетки и два штепселя цепей управления, а также два холостых приемника для штепселей.
В переднем тамбуре моторного вагона имеется два шкафа. В правом (высоковольтном) шкафу размещены амперметр силовой цепи с шунтом, вольтметр контактной сети, счетчик электроэнергии с добавочным сопротивлением, панель с реле ускорения и комплект сигнальных ламп. В левом (низковольтном) шкафу размещены панель с контакторами типа ПР-118, панель с предохранителями типа ПП-104, четыре промежуточных реле типа ЭП-101, промежуточное реле типа Р-101Д, разъединитель цепей управления, автоматический выключатель управления, клапан пантографа, сопротивление цепей освещения, планки с зажимами, два комплекта сигнальных ламп, выключатели цепей управления и дежурного освещения, розетка для переносной лампы и пневматическое оборудование управления пантографом: ручной насос, манометр, трехходовой кран и фильтр.
Кроме того, под кузовом моторного вагона размещено тормозное пневматическое оборудование.
В кузове вагона под диванами размещены золотниковый питательный клапан и обратный клапан магистрали управления. В тамбурах над дверями размещены дверные механизмы; между потолком тамбура и крышей вагона установлены воздушные фильтры, электрокалорифер, вентилятор с двигателем и температурное реле типа ТР-200.
2. Прицепной вагон
Под кузовом прицепного вагона установлены дннамотор с генератором управления, компрессор с электродвигателем, ящик с аккумуляторной батареей и заземленная камера типа ЯК-104А с высоковольтными аппаратами (рис. 37). В камере смонтированы три (промежуточный вагон) или четыре (головной вагон) высоковольтных электромагнитных контактора, панель типа ПР-120 с реле перегрузки вспомогательных машин и отопления, блок демпферных сопротивлений вспомогательных машин и добавочное сопротивление вольтметра (только на головном вагоне). Снаружи на камере установлены два выключателя: Освещение камеры и Возврат вспомогательных машин, а также штепсельная розетка для переносной лампы.
![Рис. 37. Камера с аппаратами головного вагона (передние крышки сняты)](/wp-content/uploads/sites/6/2023/07/er1-005-devs-3.jpg)
Рис. 37. Камера с аппаратами головного вагона (передние крышки сняты)
На крыше прицепных вагонов нет никакого оборудования, кроме двух опорных изоляторов и трубы с магистральным проводом, служащим для соединения пантографов моторных вагонов. На головных вагонах эти изоляторы и трубы отсутствуют.
На переднем торце, снаружи промежуточного прицепного вагона, смонтированы два штепселя высоковольтных вспомогательных цепей, два штепселя цепей управления и два холостых приемника для штепселей высоковольтных цепей. На заднем торце всех прицепных вагонов установлено только по два штепселя цепей управления.
В переднем тамбуре промежуточного прицепного вагона с левой стороны расположен шкаф, в котором размещены панель управления типа ПУ-10,панель с контакторами типа ПР-119, панель с предохрани тетями типа ПП-105, два промежуточных реле типа ЭП-101, планки с зажимами, сопротивление цепей освещения, выключатели дежурного освещения и освещения камеры, а также штепсельная розетка для переносной лампы.
Пневматическое оборудование, установленное под кузовом прицепного и головного вагонов, включает в себя компрессор, фильтр и змеевик компрессора, влагосборник, маслоотделитель, два главных резервуара емкостью по 170 л (один из них снабжен предохранительным клапаном) и тормозное оборудование, аналогичное оборудованию моторных вагонов. Под кузовом головного вагона, кроме того, имеется уравнительный резервуар емкостью 12 л.
В тамбурах прицепных вагонов установлены дверные механизмы, вентиляторы и калориферы аналогично моторным вагонам.
3. Головной вагон
В отличие от промежуточных прицепных вагонов, спереди головного вагона расположены кабина машиниста и служебное помещение (радиорубка), разделенные между собой поперечным коридором. В тамбурах этого вагона шкафы отсутствуют.
![Рис. 38. Расположение оборудования в кабине машиниста](/wp-content/uploads/sites/6/2023/07/er1-005-devs-4.jpg)
Рис. 38. Расположение оборудования в кабине машиниста: 1—электропечи; 2 — пульт управления радиотрансляционной установки; 3—выключатели вспомогательных цепей; 4 — светофор: 5 — переключатель тормоза; 6 — контроллер машиниста; 7—выключатели дверей и прожектора; 8—выключатели управления поездом; 9 — педаль управления тифопом; 1о—выключатель цепи управления ВУ; 11— штурвал ручного тормоза; 12 — регулятор температуры; 13— тормозной кран; 14 — рукоятка бдительности; 15 — электрические часы; 16—электрический скоростемер; 17 — манометр тормозных цилиндров; 18 — манометр магистрали; 19 — сигнальные лампы; 20 — вольтметр сети; 21—клапан автостопа ЭПК
В кабине машиниста (рис. 38) все основные приборы управления смонтированы на специальном пульте (рис. 39). На горизонтальной полке пульта перед машинистом смонтированы пять кнопок управления (слева направо): две кнопки левых дверей, Прожектор, яркий свет и две кнопки правых дверей. Слева от кнопок на той же полке смонтирован барабанный переключатель электропневматического тормоза. На наклонной поверхности пульта, снизу, смонтированы восемь кнопок управления: Возврат БВ и Р11, холостая, Прожектор, Освещение пульта, Пониженное ускорение, Ручной пуск, Пантографы подняты и Пантографы опущены. ‘
Слева от пульта, примерно в середине кабины, установлены 12 выключателей вспомогательных цепей: Вентиляция, Отопление, Служебное отопление, Освещение, Дежурное освещение, Обогрев влагосборника, Верхние сигналы, Нижние сигналы, Маршрутный фонарь, Освещение кабины, Сигнальные лампы и Буферные фонари.
![Рис. 39. Пульт управления](/wp-content/uploads/sites/6/2023/07/er1-005-devs-5.jpg)
Рис. 39. Пульт управления
Под выключателями установлена панель с предохранителями ПП-103, закрытая крышкой на петлях. Левее этих выключателей размещены микрофон с’ пультом управления радиотрансляции и контрольный громкоговоритель. На передней стойке лобовой стенки установлен светофор локомотивной сигнализации, а снизу под выключателями —- клапан автостопа ЭПК. Справа, под пультом, на лобовой стене установлен вентиль перекрыши.
Прожектор вмонтирован в передний скос крыши; рядом с ним установлено сопротивление тусклого света. Доступ к прожектору для смены лампы предусмотрен из кабины.
В служебном помещении размещены: ящик с дешифратором и усилителем локомотивной сигнализации, аппаратура радиотрансляции, механический скоростемер, панель с контакторами ПР-119, панель управления ПУ-10, регулятор давления, промежуточное реле электропневматического тормоза РПТ, два промежуточных реле ЭП-101, планки с зажимами и сопротивление цепи освещения.