В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей, цепи управления. Описывается работа механического, пневматического и электрического оборудования. Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся ПТУ, дорожных технических школ, машинистов. Книгу также можно использовать для технических занятий с локомотивными и ремонтными бригадами в депо.
Борис Константинович Просвирин. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку. Редакторы: Сергеев Н.А., Богдасарова Г.Н. Корректор: Каменская Н.А.
Художники: Улъяненкова В.А., Соколов А.С. Компьютерная верстка: Пирязев К. В.
От Автора
В данном учебном пособии сделана попытка описать в доступной форме конструкции, принципы действия и основные характеристики электрического, механического и пневматического оборудования электропоездов постоянного тока. За основу взяты наиболее распространенные поезда ЭР2Т и ЭД2Т. Поскольку конструктивно они принципиально одинаковы, описание является общим, на существенные различия в их схемах сделаны ссылки.
Определенное место уделяется рассказу об электропоезде ЭР2, который модернизируется и усовершенствуется. В первую очередь, это относится к тяговой передаче. Электропоезда ЭР2 еще будут какое-то время работать, и их описание дается в сжатой конспективной форме.
Более подробно рассмотрены перспективные поезда с электрическим торможением, которое все шире применяют на моторвагонном подвижном составе. В связи с этим приведено описание работы двигателей в режимах тяги и торможения, действие полупроводниковых приборов и выпрямительной техники, рассмотрена работа электрических тормозных схем.
Электропоезда ЭТ2 Торжокского завода ввиду их ограниченного выпуска и электропоезда ЭР2Р не рассматриваются, так как, несмотря на некоторые различия, они представляют собой те же составы ЭР2Т. Отдельная глава отведена описанию поездов ЭД4 и ЭД4М. На этих электропоездах вместо традиционной и отлаженной электроаппаратуры Рижского электротехнического завода установлена аппаратура Новочеркасского электровозостроительного завода. Принцип действия аппаратов не изменился, но их конструкция совершенно иная. Первый опыт эксплуатации показал, что электровозная аппаратура, перенесенная на электропоезд, не всегда работает удовлетворительно в изменившихся условиях: она расположена в подвагонных ящиках, а не в высоковольтной камере, характеризуется более частыми включениями и отключениями, сравнительно малые токи создают трудности при дугогашении и др. Поскольку аппаратура в настоящее время совершенствуется, в книге приведено только краткое описание некоторых основных узлов и
электрических схем.
Как показывает практика, электрические схемы при кажущейся простоте вызывают наибольшие затруднения у обслуживающего персонала. Поэтому перед описанием схем завода-изготовителя, как правило, приведены упрощенные схемы, что должно облегчить понимание материала. Такой же метод используется и при разборе сложных пневматических схем и тормозного оборудования. Первая глава учебного пособия посвящена механическому оборудованию как самой ответственной части, обеспечивающей безопасную работу электропоезда. В последующих главах описаны часто встречающиеся неисправности, приведены рекомендации по их поиску и устранению. Рассмотрена работа автоматической локомотивной сигнализации, скоростемеров. Уделено внимание вопросам техники безопасности. В заключение изложены рекомендации по эксплуатации электропоездов.
В данной работе не предполагалось дать исчерпывающий справочный материал, в ней в основном рассмотрены ответственные узлы оборудования, позволяющие понять, как работает электропоезд и технически грамотно его эксплуатировать.
Книгу желательно прочесть целиком, обратив особое внимание на схему электропневматических тормозов (см. раздел об электропоездах ЭР2.). Ее следует твердо усвоить, так как на электропоездах ЭР2Т, ЭД2Т и т.д. схема ЭПТ та же, но усложненная, выполняющая дополнительные функции.