В книге приведены основные технические данные типа нового пригородного десятивагонного электропоезда ЭР1 и его оборудования. Описана конструкция механической части, тормозов, пневматического оборудования, тяговых двигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, подробно рассмотрены электрические схемы. Книга рассчитана на широкий круг работников электрифицированных железных дорог, связанных с обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава.
Авторы: Барский Моисей Рафаилович, Колесниченко Виталий Онуфриевич, Кастер Ефим Самуилович. Редактор инж. А.И. Ширяев
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва 1958
От авторов
В соответствии с Генеральным планом электрификации железных дорог, принятым в начале 1956 г. Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, в течение 15 лет должно быть электрифицировано 40 тыс. км железнодорожных линий, в том числе значительно расширена электрификация пригородных участков промышленных центров страны.
Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы, изложенными в тезисах доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС, предусматривается, что наряду с дальнейшей электрификацией промышленности в течение семилетия будут электрифицированы железные дороги протяженностью примерно 20 тыс. км.
Для обслуживания непрерывно развивающихся пригородных электрифицированных линий социалистическая промышленность строит новый, более совершенный подвижной состав.
Моторвагонная секция Ср3, спроектированная в 1946 г. и модернизированная в 1952 г., является в настоящее время основным типом подвижного состава для пригородного и местного сообщения на электрифицированных участках постоянного тока железных дорог СССР. Однако эта секция по своим основным параметрам не вполне удовлетворяет возросшим эксплуатационным требованиям некоторых пригородных участков. Поэтому в 1957 г. было выпущено пять опытных электропоездов типа ЭР1 (электропоезд рижский — первый). Выпуск установочной партии электропоездов ЭР1, описываемых в настоящей книге, начат со второй половины 1958 г. В конструкцию поездов этой партии внесен ряд изменений по сравнению с опытными поездами.
Для облегчения изучения конструкции поезда описание в книге ведется в сравнении с хорошо известными моторвагонными секциями серии Ср3. При этом основное внимание уделено новым типам оборудования, не применявшимся ранее на моторвагонных секциях.
Электрические схемы в книге выполнены по общепринятым в электрической тяге обозначениям.
Главы I, V — VIII написаны канд. техн. наук М. Р. Барским, главы II, III, IX и X—инж. В. О. Колесниченко, глава IV — инж, Е. С. Кастером.
Авторы приносят благодарность инженерам завода РЭЗ Б. Л. Котову, Г. П. Лалетину, Л. И. Думешу, Л. Г. Залесскому, Л. Г. Вольпер и Г. В. Шерман за помощь, оказанную в составлении графического материала и проверке рукописи.