Установленные на вагонах электропоезда ЭР1 вентиляторы служат для подачи в пассажирское помещение теплого воздуха зимой (через электрокалорифер) и наружного воздуха в летнее время. Вентилятор приводится в движение электродвигателем постоянного тока промышленной серии типа ПН-2,5, общий вид которого дан на рис. 34, а схема выводных проводов — на рис. 34а.
Электродвигатель ПН-2,5 является самовентилируемой машиной брызгозащищенного исполнения. Охлаждающий воздух засасывается через отверстие в нижней части коллекторного люка и выбрасывается вентилятором с противоположной стороны. Электродвигатель имеет два главных полюса и один дополнительный. Возбуждение шунтовое. Обмотки якоря и катушек имеют изоляцию класса А. Якорь вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых (со стороны коллектора) работает как радиальноупорный, а другой допускает некоторый осевой люфт в щите (до 1 мм). Коллектор выполнен на пластмассе.
![Рис. 34. Электродвигатель вентилятора ПП-2,5](/wp-content/uploads/sites/6/2023/07/er1-003-td-14.jpg)
Рис. 34. Электродвигатель вентилятора ПП-2,5
На свободный конец вала двигателя насаживается вентилятор типа ЭВ-54/4.
![Рис. 34а. Схема выводов электродвигателя ПН-2,5](/wp-content/uploads/sites/6/2023/07/er1-003-td-15.jpg)
Рис. 34а. Схема выводов электродвигателя ПН-2,5
Технические и обмоточные данные электродвигателя ПН-2,5 Режим работы.................................................. длительный Мощность на валу.............................................. 0,5 кВт Напряжение.................................................... 50 В Ток........................................................... 14 А Скорость вращения............................................. 2 900 об/мин Вес........................................................... 18,5 кг Якорь: Тип обмотки................................................... петлевая Число катушек якоря........................................... 14 » витков в катушках........................................... 3—4—4—3 » проводов якоря ............................................. 196 » параллельных проводов....................................... 2 Обмоточный провод............................................. ПЭЛБО ∅0,93мм Сопротивление обмотки при 20°................................. 0,23 Ом Число коллекторных пластин.................................... 56 Зазор под главным полюсом..................................... 0,7 мм » » дополнительным полюсом.................................... 1,2 мм Шунтовые катушки: Число витков в катушке ....................................... 1 100 Обмоточный провод............................................. ПЭЛ 0 0,51 мм Соединение катушек............................................ последовательное Общее сопротивление катушек при 20°........................... 48,8 ом Дополнительная катушка: Число витков.................................................. 81 Обмоточный провод............................................. ПБД ∅ 2,1 мм Сопротивление катушки при 20°................................. 0,084 ом