Делитель напряжения с генератором управления (динамотор-генератор) ДК-604Б (рис. 30 и 31) электропоезда ЭР1 по своей конструкции во многом подобен делителю напряжения ДК-601Г с генератором ДК-405Б, устанавливаемому на секциях СР3. Сравнительные технические данные этих машин приведены в табл. 7.
Динамотор предназначен для привода генератора управления, расположенного на одном валу с ним, и является делителем напряжения для питания двигателя компрессора напряжением 1 500 в. Динамотор является четырехполюсной машиной со смешанным возбуждением, с дополнительными полюсами, с двумя коллекторами и двумя обмотками якоря, соединенными последовательно.
Технические данные динамотора-генератора ДК-604Б и динамотора ДК-601Г с генератором ДК-405
Параметры | ДК-604Б | Динамотор ДК-601 Г | Генератор ДК-405Б | |
Динамотор | Генератор | |||
Мощность в кВт | 10,4 | 8,5 | 5,5 | 4.5 |
Напряжение в В | 3 000 | 50 | 3 000 | 50 |
Ток в А | 4,7 | 170 | 2,65 | 90 |
Скорость вращения, в об/мин | 950 | 950 | 1 000 | 1 000 |
Максимальная скорость вращения в об/мин | 1 675 | 1 675 | 1 675 | 1 675 |
Режим работы | Длительный | |||
Вентиляция | Самовентиляция подъякорная и наружный обдув | Самовентиляция | Закрытая обдуваемая машина | Закрытая машина |
Вес в кг | 1 200 | 1 060 |
Схема соединений обмоток изображена на рис. 32. Динамотор работает с постоянно включенным демпферным сопротивлением 72 ом.
Генератор служит для питания: цепей управления, освещения двигателей вентиляторов и зарядки аккумуляторной батареи; он представляет собой четырехполюсную машину параллельного возбуждения без добавочных полюсов. Так же как у генератора ДК-405, якорь с коллектором запрессовывается на выступающий конец вала двигателя, а станина с полюсами, щитом и траверсой устанавливается на выступе подшипникового щита двигателя. В отличие от генератора ДК-405 вследствие большой величины номинального тока (170 а) коллектор имеет увеличенную длину и на каждом пальце траверсы установлено по два щеткодержателя. На рис. 33 изображена схема соединений обмоток и расположение выводов генератора.
В табл. 8 приведены некоторые конструктивные и обмоточные данные динамотора-генератора ДК-604Б.
Почти двойное увеличение мощности динамотора-генератора, установленного на поезде ЭР1, по сравнению с динамотором ДК-601 достигнуто в основном благодаря введению самовентиляции и установке дополнительных полюсов. Воздух из пассажирского помещения забирается комбинированным вентилятором (с двусторонними лопатками) через патрубок переднего подшипникового щита, продувается через генератор, охлаждая его коллектор, якорь и катушки, затем поступает по каналам во внутренние части коллекторов и якоря динамотора и выбрасывается наружу. Проникновению наружного вбздуха на поверхности коллекторов и якоря высоковольтной части машины для предотвращения их увлажнения и загрязнения препятствуют узкие щели между нажимными конусами коллекторов и траверсами щеткодержателей.
В динамоторе со стороны вентилятора установлен роликовый подшипник №32413Г, а с противоположной стороны —шариковый подшипник № 315. Якорь генератора, установленный консольно на валу двигателя, подшипников не имеет. Марка смазки подшипников такая же, как и у тягового двигателя ДК-106Б.
Конструктивные и обмоточные данные динамотора-генератора ДК-604Б
Параметры | Динамотор | Генератор |
Якорь | ||
Диаметр сердечника в мм | 362 | 282 |
Длина сердечника в мм | 150 | 80 |
Воздушный зазор сердечника в мм | 2,5 | 2,2 |
Диаметр коллектора сердечника в мм | 310 | 232 |
Длина рабочей части коллектора в мм | 32 | 88 |
Число коллекторных пластин | 315X2 | 107 |
Число пазов | 45 | 27 |
Тип обмотки | Волновая | Волновая |
Обмоточный провод | ПЭЛШД ∅0,86 мм | МГМ 1,56×5,9 мм |
Число проводников | 2520X2 | 214 |
Сопротивление обмотки при 20° в ом | 9,6 | 0,0186 |
Класс изоляции | А | В |
Катушки параллельного возбуждения | ||
Число катушек | 4 | 4 |
Число витков в катушке | 11 900 | 510 |
Обмоточный провод | ПЭЛШД ∅0,31 мм | ПБД ∅ 2,26 мм |
Общее сопротивление катушек при 20° в ом | 7 700 | 4,65 |
Класс изоляции | А | А |
Катушки последовательного возбуждения | ||
Число катушек | 4 | — |
Число витков в катушке | 228 | — |
Обмоточный провод | ПБД ∅ 2,1 мм | — |
Общее сопротивление катушек при 20° в ом | 2,7 | |
Класс изоляции | А | — |
Катушки дополнительных полюсов | ||
Число катушек | 4 | — |
Число витков в катушке | 350 | — |
Обмоточный провод | ПБД ∅ 2,1 мм | — |
Об нее сопротивление катушек при 20° в ом | 3,3 | – |
Класс изоляции | А | — |
Щеткодержатели | ||
Число щеточных пальцев | 4×2 | 4 |
Число щеток | -4X2 | 8 |
Марка щеток | ЭГ-2А | ЭГ-2А |
Размеры щеток в мм | 8x25x50 | 16X32X32 |
Давление па щетки в кг | 0,7-0,8 | 1—1,2 |