Для питания цепей низкого напряжения на каждом прицепног вагоне установлен генератор, приводимый во вращение динамо тором, и аккумуляторная батарея, работающая в режиме постоянного подзаряда. Генератор имеет мощность 8,5 кВт при напряжении 50 В и питает:
- четыре двигателя вентиляторов двух вагонов секции;
- лампы освещения салонов, тамбуров и служебных помещений двух вагонов;
- цепи управления и сигнализации, получающие питание от секционных проводов 15, 16 и 20;
- устройства для обогрева влагосборников компрессора;
- цепь заряда аккумуляторной батареи.
Генератор головного вагона дополнительно питает цепи управления, подключенные к поездным проводам, прожектор, буферные и сигнальные фонари, а также цепи электропиевматического тормоза.
Аккумуляторная батарея имеет емкость 80 Ач и служит для питания клапана пантографа и электромагнитных контакторов при заправке поезда, для управления поездом в течение некоторого времени при выходе из строя генератора управления головного вагона, а также для питания дежурного и служебного освещения двух вагонов при опущенном пантографе или неработающем генераторе управления. Схема узла генератор—батарея головного вагона приведена на рис. 103.
Для стабилизации напряжения генератора при изменениях скорости вращения и нагрузки служит вибрационный регулятор напряжения РИГ. Он имеет две последовательно соединенные обмотки, включенные через сопротивления Р43—Р46 на зажимы генератора, и три угольных контакта, регулирующих величину добавочного сопротивления в цепи шунтовой обмотки возбуждения генератора.
При небольшой скорости вращения генератра, т. е. при напряжении сети менее 2 700 в и большой нагрузке, подвижной контакт вибрирует с частотой 50—100 гц у правого неподвижного контакта, шунтируя сопротивление Р44-Р45 в такой степени, чтобы ток возбуждения обеспечивал напряжение генератора 50—52 В. При большой скорости вращения подвижной контакт вибрирует с такой же частотой у левого контакта, шунтируя через сопротивление Р47-Р42 обмотку возбуждения и поддерживая напряжение генератора 52—53 В. Этот режим работы регулятора наиболее частый. Сопротивление Р43-Р44 величиной 2 ом ограничивает ток возбуждения при очень низких напряжениях сети (ниже 2 300 В), когда скорость вращения динамотора настолько падает, что подвижной контакт регулятора прижимается к правому контакту и перестает вибрировать. Это сопротивление предохраняет обмотку возбуждения генератора от недопустимого перегрева.
Для подключения батареи к генератору при достаточном напряжении на его зажимах и отключения батареи при снижении напряжения генератора, вызывающем большой ток разряда батареи, служит реле обратного тока РОТ, управляющее контактором Г. Реле имеет две обмотки: параллельную, включенную через сопротивление Р40-Р42 па напряжение генератора, и последовательную, включенную в цепь заряда батареи. Контакт РОТ включен в цепь включаюшей обмотки контактора Г. В свою очередь н. з. блок-контакт контактора Г шунтирует сопротивление Р40-Р41 (см. сноску на стр. 97) цепи параллельной обмотки реле, чем достигается увеличение коэффициента возврата системы, т. е. повышение напряжения отпадания при том же напряжении включения.
При запуске динамотора РОТ включается с помощью параллельной обмотки, когда напряжение генератора достигает 46—48 В. После включения реле контактор Г подключает батарею к генератору. При выключении динамотора или при очень сильном снижении напряжения контактной сети, по мере снижения скорости динамотора, через последовательную обмотку реле начинает протекать ток разряда батареи, идущий на питание цепей, подключенных к проводу 16, а при их отсутствии— обратный ток генератора. Когда этот ток достигает величины 8—12 а, реле отпадает и отключает контактор Г.
Для контроля работы генератора и батареи предусмотрен амперметр генератора и вольтметр батареи. Для защиты от коротких замыканий имеется плавкий предохранитель генератора П1 на номинальный ток 160 А и два предохранителя батареи П2, П3 па ток 35 А (прицепные вагоны) или 60 А (головные вагоны). Для отключения батареи при отстое поезда предусмотрен двухполюсный выключатель Р.